Написать письмо
05.05.2021

"Главное найти "ключик" к ребенку: томский омбудсмен об образовании" ТОМСК, 15 апр – РИА Томск

Томичи чаще всего обращаются к детскому омбудсмену по вопросам, связанным со сферой образования – обеспечением местами в детсадах по месту жительства, конфликтными ситуациями в школах. Что делать, если ребенка в школе воспринимают "плохишом", а также в случае травли или ущемления прав подростка, куда можно обратиться за психологической помощью, рассказала в интервью РИА Томск региональный уполномоченный по правам ребенка Лариса Лоскутова.

Ранее сообщалось, что в конце декабря 2020 года депутаты Законодательной думы Томской области избрали Лоскутову, ранее занимавшую пост замначальника облдепартамента по вопросам семьи и детей, региональным уполномоченным по правам ребенка (детским омбудсменом).

Детсады и алименты

- С какими проблемами к детскому омбудсмену чаще всего обращаются томичи? 

- В 2021 году самое большое количество обращений – это вопросы, касающиеся образования. На втором месте – вопросы социального обеспечения, на третьем – выплата алиментов, на четвертом – вопросы, связанные с правом на жизнь и защиту от насилия над детьми, на пятом месте –жилищные вопросы.
Из 32 обращений, касающихся образования, 19 связанны с предоставлением мест в детских садах по месту жительства. Родители не могут получить путевку в дошкольное учреждение вблизи от места проживания, а им хочется, чтобы режим дня ребенка был комфортным, его не нужно было поднимать в 6, а то и в 5 часов утра, а для этого надо, чтобы дорога от дома до детского сада не занимала много времени.

Предлагаются, конечно, другие детские сады, отдаленные от места жительства, либо обсуждается вариант, чтобы детсад был по пути следования на работу или около нее. Как правило, решение находится, но бывают и такие случаи, когда вопрос не удается решить, и родителям приходится ждать. 
В этом случае департамент образования администрации Томска предлагает рассмотреть возможность устройства ребенка в частный детский сад и обратиться за выплатой компенсаций. На такие варианты родители тоже идут.

"Боль за детей"

- Какие наиболее резонансные дела о нарушении прав детей уже рассмотрены Вами за эти несколько месяцев работы?

- Все обращения, связанные с нарушением прав детей, я считаю, резонансными, по каждому необходимо разобраться и восстановить нарушенные права. 
То, что меня больше всего трогает и огорчает – это обращения, связанные с конфликтными ситуациями в школах. Испытываю душевную боль, когда родители говорят, что в школе им сказали: "Не нравится – можете идти в другую школу". 

Я считаю, что подобные заявления педагогов являются верхом непрофессионализма. Нужно помочь ребенку, найти к нему "ключик", сделать так, чтобы он с каждым днем становился более успешным, работать сообща с родителями.
 
Например, на днях во время личного приема пришлось уговаривать девочку (четвероклассницу) продолжить учиться в школе. Мама рассказывает, что дочь приходит из образовательного учреждения со словами: "Я лучше убью себя, чем буду ходить в эту школу". В школе против нее идет настоящая травля: дети обзывают ребенка "бомжихой", толстой, ставят подножки, однажды ударили в солнечное сплетение. 

При этом, когда Настя (имя изменено) подходит к классному руководителю и говорит, что ее обидели, учитель рекомендует "не обращай внимание". Когда же девочка сама начинает себя защищать, на нее пишут докладные.

В глазах у этого ребенка я увидела, сколько она пережила психологических страданий. Допускаю, что она в чем-то неправа в своем поведении, но так отмахиваться и говорить "не обращай внимания" – это неправильно. Педагог обязан разобраться в ситуации, не допустить ее повторения, провести воспитательную работу, обеспечить физическую и психологическую безопасность ребенка в учреждении.

В итоге я ей сказала: "Настенька, пожалуйста, давай мы с тобой договоримся: не бойся ходить в школу, а мы, взрослые, сделаем все, чтобы ты чувствовала себя в безопасности и тебя больше никто не обижал".

Мне больно за детей, за то, с какими психологическими травмами они выходят порой из школы. Проверка по данному обращению продолжается.

Второй был случай – обращение от родителей школы "Эврика-развитие". Оно было связано с тем, что родители (чуть меньше половины обучающихся класса) были недовольны тем, что администрация школы, не уведомляя их заранее, в короткие сроки изменила расписание, перенеся начало занятий второй смены с 13.30 на 11.50. У детей на первую половину дня с начала учебного года сформирован график дополнительного образования, и они вынуждены либо пропускать первые уроки, либо бросить кружки. 

Когда мы приехали к руководству школы (а мы по каждой жалобе выезжаем на место), руководство учреждения объяснило необходимость изменений тем, что у некоторых педагогов нет возможности так поздно вести уроки.

Я поинтересовалась: "А где интересы детей?". Наверное, такие решения могут приниматься, но это нужно делать за месяц-полтора, заранее уведомив родителей и согласовав с ними изменения, чтобы была возможность безболезненно перестроить расписание кружков и секций. 

Ведь все-таки у нас в центре внимания должен быть ребенок, образование детей мы должны сделать качественным и комфортным. Считаю недопустимым, когда педагоги стремятся работать только с благополучными, послушными, умными детьми. Нужно заниматься всеми ребятами. Профессия к этому обязывает, не стоит сразу переводить ребенка в разряд "плохишей" и предлагать сменить школу.

Представляется, что на самом деле случаев, по которым необходимо разбираться, гораздо больше. Но не все законные представители готовы, по тем или иным причинам, до конца отстаивать интересы своих детей. И если бы все родители не молчали, а говорили, писали, то, наверное, ситуация улучшилась.

- Увеличилось ли во время пандемии число звонков на горячую линию по психологической помощи детям?

- В стране и Томской области существует федеральный номер детского телефона доверия. Если в 2019 году на этот номер было около 5 275 звонков, то в 2020-м – 5 690 звонков от жителей нашего региона.
 
В прошедшем году в эту службу 68 % обращений поступило от детей и подростков, 32% – "взрослые" обращения, связанные с детскими проблемами. Родителей волнует взаимопонимание, они спрашивают, как понять своего ребенка, как наладить с ним контакт, как реагировать на определенные ситуации, возникающие у подростка. Дети взрослеют, и родителям, зачастую, не хватает компетенции. 

Номер детского телефона доверия размещен на сайтах уполномоченного по правам ребенка, департамента по вопросам семьи и детей и в образовательных учреждениях.
 
О летнем отдыхе 

- Эпидемия идет на спад, есть ли у вас информация, как будет организован детский отдых летом 2021 года, будут ли работать детские загородные лагеря, чем смогут себя занять дети?

- Уже ведется очень серьезная работа по подготовке к летней оздоровительной кампании. Все верят, что она состоится, особенно дети. Если эпидситуация не ухудшится, то, скорее всего, с конца мая летние лагеря откроются. Наша общая задача – соблюдать все требования Роспотребнадзора, в частности масочный режим, чтобы распространение инфекции снизилось. 

Опыт прошлого года показал, что отсутствие организованной летней занятости сильно отражается на физическом и психическом состоянии детей. Мы говорим, что "лето – это маленькая жизнь", в 2020 году в ограничительных условиях многие дети эту "маленькую жизнь" не прожили, они не обогатились эмоциями, посещая разные интересные мероприятия, в итоге не получили дополнительные силы, чтобы начать новый учебный год.

- Ожидаются ли какие-то ограничения по количеству детей в отрядах и будут ли их при заезде тестировать на коронавирус? 

- Вышли методические рекомендации Роспотребнадзора, каким образом должна быть организована летняя оздоровительная кампания. Согласно им, тестирование детей не потребуется, но при заезде в лагерь будет обязательное тестирование персонала. 

Что касается загрузки, то она предполагается не более 75% от возможной наполняемости оздоровительной организации. Я считаю, что это правильно, потому что риски существуют и необходимо, чтобы дети не были в настолько тесном контакте, как раньше. 

Окончательного решения, как будет организован летний отдых детей в текущем году, пока нет, но в ближайшее время оно будет принято.
вернуться назад