Написать письмо
25.11.2021

Выступление Уполномоченного на заседании Координационного Совета Уполномоченных по правам ребенка Сибирского Федерального округа

Здравствуйте, уважаемые коллеги, участники заседания Координационного совета! Вопросы обеспечения питанием в школах всегда являются одними из первоочередных. Поэтому очень важно было обобщить информацию по всем субъектам СФО, выделить проблемные вопросы, выработать предложения по их решению.

Слайд 2. В СФО 6188 общеобразовательных организаций, осуществляющих питание обучающихся. Горячее питание в форме самостоятельного приготовления пищи осуществляется в 80% школ. Наибольшее количество школ, передавших сторонней организации полностью или частично питание обучающихся, отмечается в Томской (43%), Иркутской обл. (37%) и Красноярском крае (29,8%). В двух регионах: Омской области и Республике Тыва школы на 100 % обеспечивают питание сами, в Кемеровской области только 1 школа пользуется услугами сторонних организаций.
Во всех субъектах СФО отсутствуют общеобразовательные учреждения, не отвечающие условиям предоставления субсидии из федерального бюджета на организацию бесплатного горячего питания.
Слайд 3 . 100%-ный охват горячим питанием 1-4 классов достигнут в 7 регионах СФО, в трех регионах чуть меньше 100%. В целом, видно, что все успешно справились с поручением Президента РФ. В то же время, незначительное недостижение 100% охвата может объясняться подходом к учету – так как коллеги не включают часть обучающихся с ОВЗ, находящихся на домашнем обучении, но данная категория получает компенсацию за питание.
Слайд 4. В то же время, по сравнению с младшим звеном охват горячим питанием 5-11 классов ( среднего и старшего звена) немного ниже. Наиболее успешно справляются с этим Омская область (100%), Алтайский край (97,5%), Томская область (95,4%). Пониже показатели охвата в Кемеровской области (74,3%), Красноярском крае (82,9%).
Слайд 5 . Почти во всех субъектах есть региональные льготы.Наибольший процент обучающихся, имеющих право на получение бесплатного горячего питания по региональной льготе, по отношению к общему количеству обучающихся наблюдается в: Красноярском крае – 23,6 %, Кемеровской области-Кузбассе – 15,65 %, Иркутской области – 15,38%. Меньше всего региональных льготников в Республике Алтай (7,16%), Томской области (10,04%), Республике Хакасия (10,05%).
Отмечается сокращение численности обучающихся, попадающих под региональные льготы по сравнению с 2020 годом, что объясняется переводом на обеспечение горячим питанием обучающихся 1-4 классов за счет средств федеральной субсидии.
Слайд 6. Отдельной категорией, подлежащей льготному обеспечению питанием являются дети с ОВЗ. Наибольший процент таких детей в Новосибирской (11,54%), Томской (9,86%), Иркутской (7,81%) областях, меньшее количество – в Республике Хакасия(1.47%), Республике Алтай (3,43%), Красноярском крае (3,66%).
Слайд 7. Отдельно необходимо обратить внимание на учащихся, нуждающихся в лечебном питании. Ситуация в сфере организации специализированного питания для детей, имеющих пищевые особенности, во всех регионах остается очень непростой и требует улучшения. В качестве причин отмечают нехватку кадров, отсутствие в штате школ диетсестер, отсутствие необходимого количества помещений, оборудования.
Регионы находят выход. Так, Законом Иркутской области предусмотрена ежемесячная компенсация расходов на питание родителям детей-инвалидов в случае, если в общеобразовательных организациях не организовано лечебное питание детей-инвалидов., имеющих хронические заболевания, при которых требуется в соответствии с назначениями врача лечебное питание.
Министерством образования Новосибирской области составлен реестр школ, в которых обучаются дети с заболеваниями, требующими индивидуального подхода в питании. По состоянию на 01.07.2021 данный реестр содержит 225 школ и позволяет осуществлять контроль за организацией питания детей с пищевыми особенностями. В данных школах созданы необходимые условия, с помощью программного комплекса разработано 209 меню для детей с пищевыми особенностями, в том числе для обучающихся с сахарным диабетом – 169 меню, с целиакией – 12, с муковисцидозом – 5, с фенилкетонурией – 15, с пищевой аллергией – 8.
Слайд 8. Обучение детей в пандемию внесло свои коррективы и в вопросы питания школьников. Все регионы РФ в случае перевода обучающихся на дистанционный формат обучения обязаны принять меры для организации питания детей. Хотя подходы при этом используют разные. В Новосибирской области, Алтайском крае, Красноярском крае, Иркутской области семьям предоставляются продуктовые наборы, в Кемеровской области предоставляются денежные компенсации. Омская область использует комбинированный подход – и денежные компенсации, и продуктовые наборы.
Слайд 9.Одним из самых важных и непростых вопросов организации питания школьников является кадровое обеспечение пищеблоков. Особенно остро встал этот вопрос в период пандемии. Каждый регион разработал для себя перечень школ, находящихся в группе риска и план обеспечения непрерывности горячего питания.
Риски приостановки работы столовых в связи с отсутствием работников пищеблоков отсутствуют в Иркутской области, Красноярском крае.

Слайд 10. В то же время, регионами принимаются меры для преодоления кадрового дефицита сотрудников пищеблоков.
В Республике Хакасия с ноября 2020 года организована работа по повышению квалификации работников пищеблоков школьных столовых. Материалы ежеквартальных семинаров-совещаний с представителями Управления Роспотребнадзора направляются в общеобразовательные организации для ознакомления с ними всех работников пищеблоков.
В Алтайском крае проведен краевой конкурс «Школьный шеф-повар», направленный на улучшение качества школьного питания, обмен опытом по организации работы школьных столовых, разнообразия меню.
В Новосибирской области организовано профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование работников пищеблоков школ в возрасте 50-ти лет и старше по компетенции «Поварское дело».
В Томской области в целях обеспечения непрерывности организации школьного питания определены «школы риска», проработаны механизмы привлечения студентов выпускных курсов организаций среднего профессионального образования.
Слайды 11-12. Вопросы горячего питания в школах никогда не остаются без контроля. Он осуществляется органами прокуратуры, Роспотребнадзора, также ведется ведомственный контроль и родительский. В рамках мониторинга соблюдения прав детей Уполномоченные по правам ребенка в регионах постоянно смотрят соответствие пищеблоков.
На слайде мы видим количество проведенных проверок.
Кроме того контрольные мероприятия осуществляются по обращениям родителей. В каждом регионе своя статистика обращений родителей по вопросам организации питания. Меньше всего жалоб в Республике Тыва и Алтайском крае.
Слайды 13-15. Интересны и целесообразны для всеобщего рассмотрения и внедрения меры, принимаемые в регионах, для улучшения качества питания в школах.
Так, в Республике Хакасия для улучшения качества питания утвержден Региональный стандарт оказания услуги по обеспечению горячим питанием обучающихся 1-4 классов. Данным стандартом установлены требования к организации горячего питания.
В целях изучения мнения родителей по качеству школьного питания Уполномоченным по правам ребенка в Иркутской области совместно с Общественной Палатой Иркутской области разработан и проведен мониторинг среди родителей, охвачено почти 5 тыс человек. По его результатам будут подготовлены и направлены дополнительные рекомендации муниципалитетам. Кроме того, по инициативе Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области приняты региональные нормативные акты по данному вопросу: закреплено право детей с ОВЗ, детей-инвалидов, обучающихся в государственных образовательных организациях, обучающихся на дому, на предоставление компенсации стоимости бесплатного двухразового питания. Так же принят Закон Иркутской области от 19.05.2021 года «Об обеспечении бесплатным питанием обучающихся общеобразовательных организаций в Иркутской области». Закон призван комплексно регулировать вопросы школьного питания, заменив десятки соответствующих нормативных актов, и удобен для использования родителями.
В Республике Тыва питание обучающихся 1-4 классов осуществляется в соответствии с типовым меню для школьников 7-11 лет, разработанным «Институтом отраслевого питания» на основе регионального рациона питания для каждого из 3-х приемов пищи (завтрак, обед, полдник) . Типовое меню утверждено приказом Минобразования Республики Тыва и согласовано Роспотребнадзора по Республике Тыва.
В Томской области совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проведены совещания для руководителей органов местного самоуправления по итогам проверок Роспотребнадзора. Проведено лабораторное обследование работников пищеблоков детских образовательных организациях на наличие норо-, рота- и других кишечных вирусов.
В Красноярском крае - разработан проект унифицированного контракта на организацию услуг горячего питания и начата разработка стандарта оказания услуги по обеспечению горячим питанием.
Слайд 15 Немаловажным условием качественного питания является материально-техническое состояние школьных пищеблоков. В каждом регионе СФО выделяются средства на модернизацию и ремонт пищеблоков. Самые значительные вложения на эти цели в 2021 году в трех регионах- Алтайском крае, Красноярском крае, Иркутской области.
Выделяемые суммы - мы видим их на слайде - недостаточны, чтобы закрыть все потребности. Существует необходимость принятия федеральной программы по модернизации пищеблоков в школах страны.
Слайд 16 Таким образом:
Охват детей горячим питанием в школах СФО составляет: 1-4 классы – 99,9%, 5-11 классы – 87,8%.Питание обучающихся 1-4 классов организовано на надлежащем уровне, в то же время необходимо увеличивать охват горячим питанием в среднем и начальном звене

Необходимо продолжить работу по:
• Организации питания детей с особенными пищевыми потребностями (составление типовых меню, привлечение к работе в школе диет-сестр, обучение поваров приготовлению соответствующих блюд, отработки логистики организации питания детей с целиакией, муковисцидозом)
• Снижению рисков кадрового дефицита работников пищеблоков (обучение, создание кадрового резерва в территориях, стимулирование)
• Модернизации пищеблоков (ремонт и переоборудование)
• По привлечению родителей к контролю за организацией школьного питания.
Слайд 17 Предложения в проект решения:
Обратиться от имени Координационного совета Уполномоченных по правам ребенка в субъектах СФО РФ :
1. к Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка о направлении запроса федерального Уполномоченного в Правительство Российской Федерации с целью разработки федеральной либо ведомственной программы по ремонту и модернизации пищеблоков образовательных организаций либо включению подобной программы в качестве мероприятия в Национальный проект «Образование».
2. В Министерство здравоохранения о разработке методических рекомендаций по организации питания детей с пищевыми особенностями в образовательных организациях.
3. к Главам регионов СФО РФ :
3.1. О необходимости разработки типовых региональных меню для детей, нуждающихся в лечебном питании.
3.2. Об изучении и использовании лучших региональных практик субъектов СФО
3.3. О принятии мер для снижения рисков кадрового дефицита работников школьных пищеблоков.
3.4. О необходимости более широкого привлечения родительской общественности к контролю за организацией питания в школах.
3.5. О регулярном проведении опросов родителей по удовлетворенности качеством организации питания обучающихся.
3.6. Об организации работы с родителями по вопросам популяризации принципов здорового питания, обеспечения преемственности домашнего питания школьному питанию.
3.6. О необходимости повышения наглядности информации, размещаемой на сайтах общеобразовательных организаций по вопросам здорового питания.

Презентация КС_горячее питание

вернуться назад